Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) — авиационный завод, расположенный в городе Улан-Удэ ведёт свою историю с 1939 года.

С 2007 года входит в состав холдинга АО «Вертолёты России», Государственной корпорации «Ростех».

У-УАЗ — единственный авиационный завод в России, в разное время выпускавший как самолёты, так и вертолёты. За более чем 75-летнюю историю существования завод изготовил более восьми тысяч летательных аппаратов.

Завод является градообразующим предприятием для посёлков Загорск и Восточный города Улан-Удэ.
Мы рассказываем про несколько из множества трудовых династий авиазавода
«Байкал-Daily» рассказывает про трудовые династии авиазавода Улан-Удэ.

Завод - это не бездушные машины и механизмы, завод – это люди и совершенно невероятные истории мужества, труда и успеха.

Это история про людей, которые мечтали и трудились во благо Родины и завода.
Боевой дух


Вперёд к победе
Династия Ермошиных - это символ боевого духа эпохи. В этой семье чётко прослеживается судьба солдат и участников Великой Отечественной войны.

Это те люди, кто воевал и защищал Родину в центре боя и работал не покладая рук в тылу на авиазаводе.
Палящее солнце,
гудящие самолёты
и горящие танки
В тяжёлых сапогах основатель династии - Виктор Иванович Ермошин прошёл по городам и сёлам Украины, Венгрии, Австрии, Чехословакии. Он воевал в составе гвардейского миномётного дивизиона.

Виктора Ермошина посылали туда, где было труднее, где создавалась угроза прорыва или где надо было поддержать мощным огнём наше наступление.

Горбатые машины с миномётными установками, которые на фронте ласково называли «Катюшами», были самой страшной грозой для фашистов. Одной из них командовал младший сержант Ермошин, умело отражая удары противника.
Виктор Иванович Ермошин
Стремление и закалка
Виктор Иванович Ермошин начал трудовую жизнь с 15-летнего возраста. Он стоял у истоков создания авиационного завода. Его трудовой стаж, включая годы Великой Отечественной войны составляет 60 лет.

Сначала он работал дюральщиком в первом цехе. Тогда московские специалисты ремонтировали на площадке завода моторы самолётов. Проявив себя он стал работать заточником в инструментальном цехе.

Через всю трудовую биографию он пронёс любовь к своему делу, к родному тридцатому цеху. Сколько раз ему предлагали принять другой цех, но он отказывался от любого повышения за пределами своего цеха. Нет такого прибора, который мог бы определить значимость рабочего человека, но эта роль очевидна. Виктор Иванович говорил: «Мы испытывали всяческие затруднения не ради славы, а ради того, чтобы изведать чувство настоящей полноты жизни».


«
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ) ведёт свою историю с 1939 года. В первые годы работы предприятие занималось ремонтом авиатехники (самолёты И-16 и СБ). Однако уже в 1941 году завод начал производство фюзеляжа и оперения самолёта Пе-2.
Новым этапом стал самостоятельный выпуск на У-УАЗ истребителей Ла-5 и Ла-7 разработки ОКБ Лавочкина. Эти самолёты выпускались во время Второй мировой войны и стали главной ударной силой ВВС СССР. В послевоенное время было освоено производство истребителей Ла-9 и Ла-9УТИ.
С переходом отечественной авиации на реактивные двигатели, поршневые истребители Лавочкина уступили место реактивным учебно-тренировочным истребителям МиГ-15УТИ. Самолёты этой модели на протяжении многих лет широко эксплуатировались ВВС СССР и других стран.
В 1956 году в истории завода началась эпоха производства вертолётов. Улан-Удэнский авиационный завод освоил выпуск вертолётов соосной схемы разработки ОКБ Камова. На заводе выпускались различные модификации лёгких вертолётов Ка-15 и Ка-18, палубных Ка-25.

»
Сестра Виктора Ивановича Ермошина – Козлова Валентина Ивановна также трудилась на авиазаводе в Улан-Удэ.

Всю Великую Отечественную войну она не жалея себя работала на благо родного завода. Поэтому среди многочисленных наград и поощрений особо выделяет медаль за доблестный труд в 1941-1945 годах.

«Эта медаль является для меня самой дорогой в моей жизни», вспоминает сама Валентина Ивановна.
За свою трудовую деятельность Валентина Ивановна не один раз проходила курсы повышения квалификации, работала руководителем группы химикатов, лаков, красок и горюче-смазочных материалов. Также работала инженером по планированию.
Сила воли

История династии Поповских на авиазаводе Улан-Удэ - это пример сильных духом людей, которые всегда готовы прийти на помощь и дать дельный совет, поддержав в трудную минуту.

Трудовое повествование семьи в жизни предприятия тянется с далёких 30-х годов.
Жить и работать
Иван Павлович Поповский родился в 1900 году в Украине. В 1936 году приехал в Бурятию на заработки, а затем перевёз и семью: жену и пятерых детей. Работал электриком – тянул линию на молибденовый завод, потом на ЛВРЗ, мясокомбинате. А в 1938 году завербовался на строительство авиационного завода.

- Когда приехали, кругом стоял лес, было всего два дома, что сейчас по улице Краснодонской, - рассказывал внукам Иван Поповский.

Большинство завербованных тогда жили в палатках и землянках.

В том же году между теми, кто работал на заводе, распределяли землю – по 8 соток на семью. Поповские взяли участок, так как привыкли жить на земле, и построили дом, в котором и живут до сих пор.

Иван Павлович Поповский всю жизнь проработал на заводе в цехе электриком. Несмотря на то, что не был на фронте, в поте лица трудился в тылу, поскольку хорошие специалисты нужны были и здесь.
- Время было такое, когда некогда размышлять, брать и делать только остаётся, - рассказывает Фёдор Иванович Поповский.
Заложенные Иваном Павловичем трудовые традиции продолжили его сыновья. На завод по очереди пришли все четверо. Старший Александр, ветеран Великой Отечественной войны и активный рабочий корреспондент газеты «Полёт», фотограф, работал с отцом в цехе 11, Антон – в кузнице, младший – Павел – стал токарем.

Фёдор, третий сын, пришёл на завод в 1946 году учеником в мастерскую по ремонту инструмента, когда ему было 16 лет. Как он вспоминает, для того, чтобы освоиться, дали два дня, а на третий уже поставили к фрезерному станку.

Верность этому станку и своей профессии он пронёс через годы. В 1950-м году его призвали в армию, четыре года он прослужил на Сахалине, был сапёром. Когда вернулся, вновь встал на своё рабочее место. Через полгода в числе других его направили восстанавливать разрушенный авиазавод в Ростов-на-Дону.


«
В первой половине 60-х годов на заводе производились самолёты-разведчики Як-25 разработки ОКБ Яковлева.

В 1963 году завод освоил производство пассажирских самолётов Ан-24, ставших на долгие годы основой регионального гражданского воздушного флота СССР.
Большую страницу в истории У-УАЗ занимает производство самого массового в мире вертолёта Ми-8, начатое в 1970 году. Вертолёты этой модели производились заводом в самых разных вариантах и поставлялись по всему миру. Всего Улан-Удэнский авиационный завод выпустил свыше 4000 вертолётов Ми-8.
Предприятие существенно усовершенствовало технологию производства вертолёта Ми-8. Имеющийся опыт выпуска самолётной техники позволил заводу обеспечить производимым вертолётам Ми-8 самолётное качество и надёжность, что стало их главной отличительной чертой.
В 1977 году начат выпуск сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Миг-27М. Их производство отличалось высокой технологической сложностью: они имели изменяемую геометрию крыла, производились по новым технологиям. Самолёты МиГ-27М стали мощной силой ВВС целого ряда стран мира, а Индии была передана лицензия на их производство.

»
В поте лица
Сейчас стол Фёдора Ивановича усыпан всевозможными грамотами и наградами за многолетний добросовестный труд. Его дочь Ирина рассказывает, что отец ни дня не сидел без дела, и даже уйдя на пенсию, остался работать на заводе.

- Папа всегда у нас бойкий, поможет советом и подскажет всем нашим родным по работе как лучше сделать. На пенсию когда пошёл ещё работал за станком. А когда по состоянию здоровья покинул рабочее место, то на огороде и по дому ещё множество дел успеет сделать, - рассказывает Ирина.

Сам же глава семьи скромно рассказывает о своей трудовой деятельности на авиазаводе, но если вспоминает, то воодушевляется и глаза сразу «загораются».

- Преодолевали трудности, работали много. Вот было задание сделать сложную деталь, за которую никто не брался и не мог сделать, ну а я не отказался и подогнал всё как надо, - вспоминает Фёдор Иванович.
Понимание и поддержка
Всю трудовую жизнь Фёдор Иванович проработал в инструментальном цехе, на одном станке. Долгое время скучал по нему, когда ушёл на заслуженный отдых. Учеников было много, он вспоминает их добрым словом, и о нём многие его подопечные отзываются с теплотой. Ему предлагали быть производственным мастером за умение налаживать контакты с людьми, но он отказался, говоря, что не любит командовать.

Дороже всего память о нём коллег как об ответственном, думающем и знающем своё дело рабочем. И хотя в 1990 году Фёдора Ивановича проводили на пенсию, ещё долгое время к нему приходили за советом его ученики и коллеги.

Сыновья Фёдора Ивановича – Андрей и Виктор после окончания авиационного техникума продолжили династию Поповских на Авиазаводе. С 1984 по 1993 год трудились в цехах. А позже, в 2003 году, на завод пришла работать конструктором и внучка Фёдора Ивановича – Ольга Федотова.
Фёдор Поповский
Расставаться с авиазаводом было очень трудно и неприятно. Само осознание того, что больше не придёшь за станок и не будешь работать сильно меня подкосило.

Слёзы на глаза наворачивались¸ все яркие моменты сразу мелькали перед глазами – столько работы было проделано за эти годы. А если кто потом уже просил совета, я никогда не отказывал, лишний раз вспоминая о работе с теплотой.
Делу время

Рабочая династия Бурко в жизни авиазавода - это люди, которые постоянно стремились улучшить свою работу.

Основной задачей, которую целая династия пронесла через жизнь - найти целесообразный метод выполнения того или иного задания.

За рабочим местом всегда царила дисциплина и полный порядок. Семья, равняясь на главу династии, работала не изменяя своим принципам, чтобы не было стыдно перед товарищами.
Суммарный стаж работы на Улан-Удэнском авиационном заводе династии Бурко составляет больше 300 лет.

Глава династии – Василий Алексеевич Бурко в голодном 1934 году вместе с другом уехал с Украины в поисках новой жизни. Посёлок Загорск стал его второй родиной. Работал строителем, а с 1938 года участвовал в строительстве авиационного завода, его назначили мастером кирпичного завода. Там он и трудился до самой войны, а потом был переведён на лесозавод.

Прошло несколько лет, и Василий Алексеевич стал заместителем начальника этого предприятия, проработав в должности вплоть до 1980 года, когда ушёл на пенсию.

Рабочий дух
В 1950 году Василий Алексеевич построил для своего большого семейства крепкий дом. У него три дочери и сын.

Две дочери (Алла и Надежда) и сын (Юрий) тоже всю жизнь отдали родному предприятию. Здесь встретили свои половинки. У Василия Алексеевича семеро внуков и шесть правнуков.

Юрий Васильевич Бурко до 2011 года работал в инструментальном заводе слесарем-инструментальщиком. Его супруга – Гульсина Шамсыгалиевна с 1984 года работала в отделе главного конструктора заведующей копировальным бюро.

Дочь Василия Алексеевича – Алла с 1958 по 1998 год работала в отделе главного технолога, её супруг, Виктор Александрович Шмыгин, также связал свою судьбу с У-УАЗ и до 2011 года трудился на моторном заводе. Они вместе с супругой уже полвека занимаются садоводством. Их дочь – внучка Василия Алексеевича – Ольга Викторовна Шмыгина трудится на заводе в должности начальника бюро управления вычислительной техники и информационных технологий.

Вторая дочь – Надежда Васильевна Рыкова и её супруг Юрий Александрович Рыков работают на предприятии: Надежда Васильевна – в кузнечно-литейном цехе начальником бюро организации труда и заработной платы, Юрий Александрович – инженером-конструктором.
Василий Алексеевич – один из первостроителей, кому посчастливилось присутствовать при закладке первого камня на Авиазаводе.

«
80-е годы ознаменованы началом сотрудничества Улан-Удэнского авиационного завода с ОКБ Сухого. Завод освоил производство самолёта Су-25УБ, который и сейчас состоит на вооружении Министерства обороны России и целого ряда зарубежных стран.
Важным этапом в современной истории завода стало освоение в первой половине 90-х годов производства вертолёта Ми-8АМТ / Ми-171.
Вертолёт Ми-171 является глубокой модернизацией вертолёта Ми-8. Сейчас вертолёт Ми-171 – один из наиболее интенсивно эксплуатируемых вертолётов среднего/тяжёлого класса.

»
Годы не властны
над тем,
кто во все времена
вызывает уважение
В глазах Василия Алексеевича было что-то доброе, светлое, они как будто говорили: «Дерзай!»

Люди, не один год проработавшие с ним бок о бок, каждый раз в нём открывали что-то новое. Он никогда не повышал голос. Только по интонации можно было догадаться, что Василий Алексеевич недоволен. Он был строгим, но справедливым. Все от молодого до пожилого, от рабочего до начальника, уважали его, советовались с ним, он нередко замещал отсутствующих. И где бы ни работал, всюду был порядок.

Василий Алексеевич Бурко принадлежит к поколению, прошедшему через годы военного времени. Всё испытал с лихвой: голод, холод, работу по 12 часов.
Вся наша семья вслед за отцом пошла трудиться на авиазавод. Он был нашим примером непоколебимого духа, желания к работе. Всегда с горящими глазами работал и передал нам это качество. Он был преданым заводу, стремился улучшить показатели и сделать работу без единой запинки.

Почти вся наша семья встретила своих вторых половинок уже на заводе, получился сплочённый союз. Теперь уже внуки работают на предприятии, продолжая традиции семьи.
Надежда Рыкова, дочь Василия Бурко
Дорогу молодым

Новое поколение
На смену трудовым династиям-первооткрывателям приходит молодёжь, которая рвётся «в бой», впитывая знания.
Повышение уровня знаний студентов и сокращение срока адаптации на рабочих местах
Новые технологии, внедряемые на АО «У-УАЗ», повышают планку требований к качеству инженерных и рабочих кадров и, соответственно, к качеству системы профессиональной подготовки.

Партнёрство У-УАЗ, «Авиационного техникума», ВСГУТУ и сотрудничество с другими учебными заведениями строится на принципах практического взаимодействия образования и производства. Практико-ориентированные программы сочетают базовую теоретическую подготовку с практическим профессиональным обучением с целью максимального приближения уровня знаний и компетенций выпускника к требованиям производства.

Благодаря У-УАЗ создана современная материально-техническая база авиатехникума (10 лабораторий). Оборудование в миниатюре копирует оборудование авиационного завода.

«
Во второй половине 90-х годов начат выпуск военно-транспортного вертолёта Ми-8АМТШ / Ми-171Ш. Машина прошла серию испытаний и с 2002 года начались её первые поставки. За короткий срок вертолёт поставили на вооружение целый ряд стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки, Восточной Европы (в т.ч. из блока НАТО), страны СНГ.

Ещё одним важным этапом в современной истории предприятия стало освоение производства самолёта-штурмовика Су-39. Этот самолёт представляет собой глубокую модернизацию штурмовика Су-25.
В 2005 году Улан-Удэнский авиационный завод начал производство грузопассажирских вертолётов Ми-171А1.
Широкую известность заводу принесли новые проекты последних лет. Это модернизированный военно-транспортный МИ-8АМТШ-В, "Арктический"
МИ-8АМТШ-В.

С 2011 года У-УАЗ начал изготовление первого опытного образца вертолёта Ми-171А2. Этот вертолёт в перспективе должен прийти на смену вертолётам семейства Ми-8/17.

»
Сегодня авиазавод живёт насыщенной жизнью. Это спортивные мероприятия, интеллектуальные игры, детские ёлки и многое другое.

На предприятии каждый год проводят спартакиаду. Это настольный теннис, шахматы, лёгкая атлетика, футбол, лыжи, ориентирование. Здесь молодёжь общается в неформальной обстановке, делится планами и задумками, да и просто отдыхает.


В наш быстроменяющийся век прогресса и множества событий важно уметь держать темп. Трудясь на авиазаводе учишься успевать всё и везде - и за станком слаженно выполнить работу, в общественной жизни принимаешь участие и потом уже детей приводишь на авиазаводские утренники и мероприятия.
Молодёжь авиазавода
Управляющий директор АО «У-УАЗ»
Леонид Белых

Улан-Удэнский авиационный завод – предприятие-легенда. И я горжусь тем, что вся моя жизнь связана с ним.

Каждый новый год приносит нам все новые производственные вызовы. Мы осваиваем современные технологии производства, непрерывно модернизируем производственную базу, осваиваем выпуск новой техники, участвуем в перспективных разработках. Коллективу приходится решать всё новые задачи, постоянно учиться. Ни у одного работника завода нет возможности не развиваться, иначе нам не по пути. Особые надежды возлагаем на молодёжь – движущую силу прогресса.

В каждом вертолёте – вся палитра многоликой деятельности предприятия – от работы конструктора, сборщика, регулировщика до приёма изделия работниками технического контроля. В нём целеустремлённость и инженерный талант работников У-УАЗ, мастерство высокой пробы рабочих-асов, огромная работоспособность всего персонала, который опирался и опирается на современные технологии, использует высокопроизводительное оборудование, исповедует философию бережливого производства. Под управлением холдинга «Вертолёты России» сегодня проводится системное развитие предприятия.
Темп развития, которого завод придерживался все 80 лет существования, задали первые авиастроители. УУАЗ выпускал и самолёты, и вертолёты, и товары народного потребления. Пожалуй, ни одно предприятие не имеет в своём активе такой линейки выпущенной продукции как гражданского, так и военного назначения. Широкую известность и Орден Трудового Красного Знамени принес предприятию вертолёт типа Ми-8/17 – легендарная «восьмёрка».

За годы работы здесь выросли целые династии рабочих и служащих. Они гордость предприятия, его костяк и надёжный тыл. Сегодня в подразделениях УУАЗ трудятся по три поколения одной семьи.

В нашей отрасли работают люди не случайные, те, кто сделал серьёзный жизненный выбор, ценит причастность к процессу созидания. Наша работа сочетает в себе любовь к небу, преданность людям, высочайшую квалификацию и ответственность. Я уверен в нашем будущем, обусловленным и историей предприятия, и возможностями компетенциями персонала.
АО «Улан-Удэнский авиационный завод»
670009, Россия, Улан-Удэ, улица Хоринская, дом 1

Телефоны:
+7 3012 25 33 86;
Коммерческий отдел: +7 3012 48 03 95;
Отдел кадров: +7 3012 25 03 57;
Факс: +7 3012 25 21 47

uuaz@uuaz.ru
Сайт

© All Right Reserved
ИА Байкал-Daily
Над проектом работала: Татьяна Яковлева
Фото: Архив династий и авиазавода


reklama@baikal-daily.ru
Поделиться в соцсетях: