ИА «Байкал-Daily»

«Сталинки» Улан-Удэ

Здания советской архитектуры в столице Республики Бурятия – культурное наследие или объекты на снос?
Каждая эпоха оставляет свой след в истории, культуре, моде, литературе и архитектуре. В России даже здания, построенные в правление каждого из советских вождей, получили свои названия по фамилиям генсеков СССР. «Сталинка», «хрущёвка», «брежневка» - это общие названия домов и зданий, возведённых в периоды правления Иосифа Сталина, Никиты Хрущёва и Леонида Брежнева.
Квартиры в домах, построенных в эпоху правления Сталина, пользуются постоянным спросом на рынке недвижимости. Именно к ним и применимо по большей части выражение «сталинка», хотя в народе так называют почти каждое здание, построенное в 1930-1955 года XX века, и имеющее яркие признаки так называемой сталинской архитектуры – сталинский ампир и сталинский неоклассицизм.

Это смешение разных архитектурных стилей, в основном – ренессанс, классицизм, конструктивизм, ар-деко, модерн, барокко, ампир и прочие стили. Всё это встраивалось в грандиозную монументальность, и результатом стали оригинальные решения, воплощённые в самых знаменитых зданиях и архитектурных ансамблях России.
Это знаменитые «семь сестёр» Москвы, здание Театра Красной армии, Дом Советов в Санкт-Петербурге, два Сочинских вокзала, здание «ВостСибУгля» в Иркутске, известные жилые дома по центральным проспектам и улицам городов России, комплекс сооружений Волго-Донского канала и многие станции метрополитена.
Краткая веха эпохи конструктивизма в Улан-Удэ
Здания сталинской архитектуры начали возводить в крупных городах Советского Союза с конца 30-х годов XX века. Они сменили здания эпохи конструктивизма, в которых главными были строгость форм и монолитность.

У молодого государства, пережившего революцию и последующую за ней гражданскую войну, в условиях нехватки строительных материалов возникла необходимость строительства зданий, лишенных каких-либо особых архитектурных украшений. Поэтому на конкурсах побеждают проекты, выгодные с практической точки зрения, для строительства которых не нужны были тонны стройматериалов. В истории советской архитектуры этот период ознаменовался появлением зданий в стиле конструктивизма. Веха краткой эпохи этого стиля архитектуры также промелькнула в застройке Улан-Удэ.

Это здание Дома Советов (ныне Дом правительства Бурятии) архитектора А.А. Оля, ТЭЦ-1 с портретом Ленина, главное здание Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода.
В 1920-1930-х годах в советском молодом государстве складывается непростая ситуация с нехваткой жилья в крупных населённых пунктах. В это же время архитекторы в дискуссиях о формировании облика советского города в эпоху индустриализации пришли к варианту строительства «соцгородов» - жилых кварталов со встроенной в них развитой инфраструктурой. Их строительство планировалось вокруг крупных советских предприятий.

В краткий период существования стилистики 1932-1936 годов, условно определяемой как «постконструктивизм», в Улан-Удэ начинается строительство жилых кварталов. В этот период были построены соцгородок ПВРЗ и жилые кварталы в других районах Улан-Удэ. Также свои соцгородки были построены вокруг стеклозавода и мясокомбината.
У соцгородка ПВРЗ был свой общественный центр, при его застройке архитекторы учли условия рельефа. Дворец культуры ПВРЗ, построенный в 1934-1938 годах по проекту архитекторов П. Т. Фабрисова и Н. А.Шматько, возвышается над общественным центром и самим посёлком. К нему ведёт каскадная лестница, она гармонично встроена в архитектурный ансамбль соцгородка и самого ДК.
Школы Улан-Удэ 1930-е годы
Построенные в 1920-1930-х годах школы изначально были спроектированы с ещё одной важной, пригодившейся в годы Великой Отечественной войны, функцией
Бронислав Михайлов, архитектор:
- Большой пласт сталинской архитектуры – это наши школы. Они же памятники истории – эвакогоспитали. Речь идёт о школах, которые были построены во второй половине 1930-х годов, это школы № 1, 2, 3, 29 и другие. Их вообще у нас около девяти. И 42-я школа тоже, но там немножко другая история.
Самое интересное, что эти школы проектировались как школы двойного назначения. То есть, в начале 1930-х годов, когда проектировались эти школы по линии НКВД, то их сразу предполагали под госпитали. Это достаточно дальновидное мудрое решение. Это влияло и на проёмы, и на планировку. В мирное время – дети учатся, а в годы войны эти школы превращались в госпитали.

Эпоха сталинской застройки
в бурятской столице

Позже, когда СССР встал на ноги и страну признали на мировой арене, уже не было необходимости в аскетизме и строгости форм. Для того чтобы упрочить позиции советской власти, подчеркнуть величие молодого советского государства, архитектуре больших городов необходим был имперский размах. Архитекторы вернулись к неоклассицизму - величественные формы зданий, узорная лепнина, шпили и вензеля, сводчатые арки. Стиль «советского монументального классицизма», названный «сталинским неоклассицизмом», позднее переродился в «сталинский ампир» и стал распространяться в 1950-е года по другим города Советского Союза.
Людвиг Минерт, советский архитектор, исследователь архитектуры Бурятии
Родился в 1920 году в городе Белая Церковь на Украине. В 1947 году Людвиг Минерт поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт. В 1950 году Людвиг Карлович получил диплом архитектора. Минерта отправляют работать в Улан-Удэ, где он становится главным архитектором «Бурятмонголпроекта».

Здания в стиле «сталинского ампира», построенные в Улан-Удэ по проектам Минерта, стали визитной карточкой города. Они присутствуют на каждой улан-удэнской открытке или на фото в альбоме туриста.

В 1955 году Минерт переезжает в Новосибирск и преподаёт на кафедре рисунка, живописи и скульптуры архитектурного института. Со временем он становится руководителем кафедры и получает звание профессора. В начале 1990-х годов Минерт переезжает в Германию. Людвиг Карлович Минерт умер в Берлине в 2003 году. Часть работ Минерта хранится в новосибирском Музее истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина.

Основные работы Минерта в Улан-Удэ
Почти все известные здания выдающегося архитектора сегодня являются памятниками архитектуры
Здание «Забайкаллеса»
Здание занимает угловой участок между площадями Советов и Театральной. Является единым архитектурным ансамблем вместе с Домом Радио. Проект разработан совместно с архитектором А.Р. Вампиловым (1955-1959). Западное крыло, которое относится к «Забайкаллесу», главным южным фасадом обращено на здание театра оперы и балета и формирует красную линию застройки Театральной площади.
Представляют значительный интерес в активной градоформирующей роли и создании ансамбля площади Советов.

Принят на государственную охрану как памятник архитектуры.
Дом радио
Здание построено в стиле «сталинский ампир». Угловая башенка увенчана шпилем со звездой в венке из колосьев. Фронтоны башни украшают два циферблата, один из которых обращен в сторону площади Советов, а другой — к зданию театра. Долгое время часы не работали и только в 2013 году механизм заменили на электронный. Северное крыло главным восточным фасадом обращено на площадь Советов, формирует западный фронт застройки ансамбля площади и фиксирует красную линию улицы Ленина.

Принят на государственную охрану как памятник архитектуры.
Здание Министерства внутренних дел
Четырёхэтажное угловое здание также построено в стиле «сталинского ампира». Является одним из красивейших зданий Улан-Удэ, входит в ансамбль зданий по проспекту Победы. Изначально спроектированное как здание общественного назначения для министерства внутренних дел Республики Бурятия, оно и по сей день используется ведомством. В настоящее время здание занимает Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Бурятия.

Не входит в перечень объектов культурного наследия версии 2010 года.
Жилой дом с бывшим магазином «Янтарь» на проспекте Победы
Это здание и по сей день является одним из самых монументальных среди жилых домов советского периода. В 1950-е годы был разработан проект застройки проспекта Победы. Использование рельефа местности с открытым видом на город до сих пор считается одним из лучших архитектурных решений советского градостроительства. Оба здания в стиле «сталинского ампира» (недалеко находится здание МВД) составляют красивый архитектурный ансамбль, и видны издалека благодаря открытой панораме проспекта Победы.

Здание не входит в перечень объектов культурного наследия версии 2010 года.
Городская АТС по ул. Ленина
Здание АТС (1952–1955) в городе Улан-Удэ на улице Ленина также построено в стиле «сталинского ампира». Является образцом архитектуры периода 1950-х годов, в то время в национальных республиках поощрялось использование в проектах национальных мотивов. Здание АТС Минерта как раз считается одним из лучших решений архитектора, в котором использованы результаты его исследований бурятской храмовой архитектуры.

В 2015 году признано объектом культурного наследия.
Дом политпросвещения (ныне здание Бурятской филармонии)
Дом политпросвещения был построен в 1952-1957 гг. по проекту Минерта и Андрея Вампилова. Является одним из лучших зданий города.
Дом политического просвещения состоит из Т-образного основного объема с примыкающим с юга объемом зрительного зала с небольшим двухэтажным пристроем со стороны западного фасада. Главный северный фасад по оси акцентирован портиком с шестью колоннами, завершенный аттиком с изображением советской символики. Первый этаж по периметру основного объема рустован. Фасады и интерьеры здания отмечены применением декоративных элементов бурятской культурной архитектуры.

Принят на государственную охрану как памятник архитектуры.
Другие здания сталинской архитектуры
Кроме зданий Минерта к «сталинской архитектуре» можно отнести и другие здания Улан-Удэ, построенные в 1945-1955 годах. Большой вклад в облик столицы Бурятии, центр которого сохранился почти в неизменном виде с советских времён, внесли архитекторы «Бурятмонголпроекта», известные московские архитекторы А. Фёдоров, В. Сидоров и А. Вампилов, являвшийся соавтором некоторых проектов Минерта и спроектировавший ещё несколько зданий в Улан-Удэ.
Бурятский театр оперы и балета
Бурятский государственный академический театр оперы и балета - единственный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Открытие театра состоялось в 1952 году. Здание театра проектировалось под научно-культурный комбинат, где должны были разместиться театр, библиотека, концертный зал, музей.
В 1936 году был утверждён проект архитектора Федорова. Строительство началось в 1938 году, но было приостановлено из-за войны и возобновилось в 1945 году. Было изменено количество мест до 800. Сочетание классической архитектуры с национальными элементами обусловило архитектурно-декоративную отделку здания и его пространственную структуру. Главный вход - в виде большого портала, декорирован двумя колоннами и орнаментированными вставками. Слева и справа на массивных постаментах возвышаются 6 ветвистых канделябров-фонарей. На плоскости портала выделяются три двери с орнаментированными металлическими деталями и над ними большое окно, обрамленное орнаментом. Барельеф ордена Ленина напоминает о заслугах театра. Над порталом на крыше возвышаются аллегорические фигуры всадников - мужчины и женщины со знаменем, которые олицетворяют новую, возрождённую Бурятию. Автор - народный художник РСФСР А.И. Тимин.
Фасад театра состоит из разнообразных архитектурных объёмов: криволинейные кольцевые кулуары, выступ с лоджией, плоский третий этаж. Артистические комнаты с частым ритмом окон, монументальное ограждение двора, сценическая коробка. Задний фасад завершается воздушной пяти-пролётной аркадой с двумя массивными пилонами, украшенными лепным орнаментом. Впереди аркады расположена терраса с балюстрадой и лестницами.
В 2000 году началась реконструкция театра, которая продолжалась 6 лет. Торжественное открытие обновлённого театра состоялось 24 мая 2011 года и было приурочено к празднованию 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России.
Здание Народного Хурала
Здание обкома ВКП(б) занимает важное место в архитектурном облике главной площади города, являясь одним из наиболее существенных его элементов.
По признанию Людвига Минерта, оно «остается одним из лучших зданий города до настоящего времени»:
- Оно вошло в складывавшийся ансамбль площади Советов как одно из главных составных звеньев её архитектуры. Располагаясь на главной улице, оно видно издали и, постепенно раскрываясь при подходе к площади, играет ответственную роль замыкающего элемента перспективы, - писал он в своей монографии «Архитектура Улан-Удэ».
Здание было построено в 1938-1941 годах по проекту архитектора В. Сидорова. Является интересным объектом советской архитектуры, состоит на государственной охране как памятник регионального значения. В здании расположена резиденция главы Республики Бурятия, администрация главы и правительства республики, Народный Хурал.
- Стоит отметить, что здания архитектуры 1930-1950-х годов фактически определили облик центра Улан-Удэ на долгие годы вперёд. Площадь Советов сформировалась в середине именно этих годов. Проспект Победы тоже сложился в своём настоящем виде в 1950-е годы.
-Бронислав Михайлов, архитектор
В Улан-Удэ к зданиям эпохи сталинской архитектуры относятся также «Дом специалистов» на улице Ленина, гостиница «Байкал», Дом художника (также авторства Людвига Минерта), здание ФСБ на площади Советов, старый хирургический корпус Республиканской больницы, жилые дома на проспекте Победы.

Фото и репродукции из архива архитектора Михайлова:
Сегодня многими учёными, архитекторами и общественниками ставится вопрос о проблеме сохранения памятников архитектуры как объектов культурного наследия. Особенно остро вопрос стоит по зданиям, построенным до Великой Отечественной войны, в 1930-е годы. В Улан-Удэ это жилые кварталы соцгородков, здания эпохи конструктивизма, некоторые из них уже скоро отметят своё 80-летие.

О важности сохранения зданий сталинской эпохи также писал ещё в 1983 году в своей книге «Архитектура Улан-Удэ» Людвиг Минерт. «Сейчас, в годы бурной массовой застройки, реконструкции старых частей городов, очень актуальной стала необходимость всемерного сохранения и развития исторически сложившегося индивидуального архитектурного облика городов. Проблема эта волнует всех».
Проблема актуальна и спустя 30 лет. Уникальные архитектурные решения, воплощённые в советском Улан-Удэ, сегодня являются значимым наследием культуры. Это важная часть истории столицы Республики Бурятии. Однако с каждым годом мы понемногу теряем частички сталинского наследия. Сегодня в погоне за желанными участками дорогой земли сносят здания постройки середины и конца XX века, не говоря уж о зданиях 1920-1930-х годов. На сегодняшний день среди утерянных памятников архитектуры числятся стадион 25-летия Октября, гостиница «Интурист», и вот буквально на днях, в декабре 2016 года, стало известно о сносе здания кинотеатра «Октябрь».

Несмотря на существующую законодательную систему охраны объектов культурного наследия, в том числе и памятников архитектуры, защитить многие исторические и важные с точки зрения архитектуры здания становится порой слишком сложно. Тем более что ратующие за снос старых зданий напирают на то, что постройки прошлого века уже невозможно сохранить в надлежащем состоянии.

- Сохранить можно всё что угодно, - отмечает архитектор Бронислав Михайлов. – В Европе здания стоят тысячелетиями, а нашим зданиям буквально 50-100 лет. Техническая возможность есть. И необходимость их сохранения, я считаю, тоже есть.
Не так давно некоторые жилые здания соцгородка ПВРЗ признали аварийными. А это значит, что их могут снести в любой момент, исполняя федеральную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
- Если говорить об этих жилых домах соцгородка ПВРЗ, то их ценность здесь не как объекта культурного наследия, а как достопримечательное место. Это масштабный крупный проект, являющийся целой страницей в истории города Улан-Удэ. В силу этого соцгородок должен представлять ценность. И сохранять жилые дома соцгородка нужно не как памятники истории и культуры, не как самодостаточные элементы, а как комплекс.
Бронислав Михайлов, архитектурная мастерская «Проект Байкал»
Михайлов считает, что нужна комплексная программа, особый подход, который позволит приводить в порядок такие дома. По его словам, ныне законодательство в сфере сохранения объектов культурного наследия сильно ужесточилось, и сегодня по закону нельзя что-либо делать (ремонтировать, менять, перестраивать) в зданиях, признанными памятниками архитектуры, без разрешения надзорных органов. Более того, без проектно-сметной документации необходимая реконструкция невозможна, и всё это вместе со стоимостью ремонта становится слишком дорогим удовольствием для «счастливых» обладателей жилья в таких объектах.

Фрагмент ограды утерянного памятника архитектуры - стадиона 25-летия Октября
Сегодня становится понятно, что мало внести здание в перечень объектов культурного наследия, важно уметь сохранить его. Но, как показывает опыт, сохранение памятников архитектуры считается не только затратной строкой для дырявого бюджета республики, но и невыгодным мероприятием с позиции высвобождения лакомых кусочков земли в центре столицы Бурятии.
© All Right Reserved
Текст собирала и верстала: Татьяна Олзоева
Фото: Сергей Тарасенко, Вячеслав Кузнецов, Sakri, wikivoyage.org,
архитектурная мастерская «Проект Байкал», архивные фотографии города Улан-Удэ из открытых источников


ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ: