Закулисье
Сцена, премьеры, актёры и буфет в антракте. Вот зачастую то, что рядовой зритель знает о театре.

Но театр – это титаническая работа множества людей, начиная от актёров и заканчивая машинистами сцены, это живой организм, который функционирует ежеминутно.
«Байкал-Daily» рассказывает о закулисной жизни
Государственного
русского драматического
театра имени Н.А. Бестужева Улан-Удэ
новый взгляд
Прошло уже больше двух лет, как художественным руководителем театра стал Сергей Левицкий.

За это время театр словно получил "второе дыхание", кардинально поменяв не только репертуар, но и саму подачу материала.
Это звучит претенциозно «театр вдохнул полной грудью». У нас есть как успехи, так и масса проблем на самом деле, в том числе, может быть, у меня самого есть какие-то недостатки...
Сам же Сергей Левицкий не считает себя неким "миссией", как его называли сразу после назначения, отмечая что он не ворвался в жизнь театра, а это было взвешенное и обдуманное решение.

- До моего назначения мы разговаривали с Тимуром Цыбиковым, обсуждая, мог бы я возглавить театр Бестужева и стать его художественным руководителем, – говорит Сергей Левицкий.

Придя в качестве художественного руководителя, Сергей разработал собственную стратегию развития театра.

- Сегодня те идеи и та концепция развития театра, которую я подготовил, придя на эту должность, реализовываются с тем или иным успехом. Какие-то проекты отложены «в стол» и ждут своего часа, что-то уже в процессе работы, а что-то имеет успешное воплощение, но мы идём по чётко разработанной стратегии, – говорит художественный руководитель.
Режиссёрский багаж
С приходом Сергея Левицкого зритель увидел такие постановки, как "Фронтовичка", "Анатэма. Посвящение кино", "Преступление и наказание", "Осенний марафон", DEJAVU, "Конец героя", а также спектакли Тадаса Монтримаса "Пьяные", "Уступите место завтрашнему дню", "Лунное чудовище" и другие. Многие из них отмечены не только на региональном уровне, но и на общероссийском.

Зритель уже привык, что очередная постановка в Русском драматическом театре имени Бестужева – это сенсация, фурор, а иногда даже шок. Однако художественный руководитель не ставит своей целью шокировать зрителя, Сергей берет темы, которые волнуют его, предлагает актерам попробовать себя в неожиданных форматах, зрителям – испытать новый чувственный опыт, выбирает пьесы, иногда совершенно непредсказуемо, но при этом "попадая в яблочко".

– Выбор пьес всегда происходит по-разному. Есть то, что ты, может быть, мечтал поставить еще будучи студентом, а затем магистрантом. Это какие-то пьесы, которые давным-давно лежат в режиссёрском багаже. А есть вещи спонтанные – это то, что рождается во время встреч с драматургами, театральными критиками, посещения фестивалей или в каких-то дежурных поездках в другие города, – рассказывает худрук.

Мы ставим две задачи: развивать своего зрителя и своих артистов. Мы используем разные жанры и подходы, стилистику, способ существования и драматургию.
- Зритель приходит и ожидает какой-то привычный театр. А мне хотелось, в хорошем смысле этого слова, разрушить ожидания, чтобы приходя в театр на каждую новую постановку, зритель удивлялся бы и встречался с тем, чего он никогда не видел. Это может быть какой-то жанр, который для него совершенно нов, или актёрский способ существования, который может даже раздражать зрителя, – рассказывает Сергей Левицкий.

При этом режиссёр отмечает, что на первом месте у него, как у творца, не стоит стопроцентная провокация.

- Первоочерёдно для меня – это качество спектакля, его смыслы, его эстетическая составляющая, его энергозатратность и, конечно, то, что в данный момент тебя волнует, – говорит художественный руководитель.
Сергей Левицкий,
художественный руководитель
Если мы говорим о зрительской реакции, то постановки воспринимаются по-разному. Что-то, как, например, «Фронтовичка», воспринимается с абсолютным успехом, и это видно по зрительским аплодисментам, по тому, как чувствуют себя после спектакля актёры, потому что никто не любит провалы и уж тем более не любит среднюю оценку публики. Успех – это когда сочетается и финансовый, и художественный показатели.

Если говорить о моей оценке, то я могу критически подходить к тому, что делаю, мне может что-то, правда, не нравится. Но это уже «внутренняя кухня».

Если судить с профессиональной точки зрения, то мне важна, конечно же, адекватная критика театрального сообщества. Критика тех, кто профессионально занимается театром.

Без кокетства можно сказать, что принятие спектакля намного больше тебя мотивирует и вдохновляет, нежели неполучившийся спектакль. Но зато такая постановка даёт тебе иного рода мотивировку. Ты ищешь какой-то другой ход, метод, это подстёгивает тебя на иные вещи, на то, что может быть ты ещё не делал.


Художественное руководство отнимает очень много сил и времени. Это ежедневная рутинная работа, это большая ответственность и масса проектов, которые театр должен сделать и которые только задумываются.

Команда Русского драматического театра во главе с Сергеем Левицким буквально живёт на работе.
Вот и сейчас работники театра
готовятся к премьере
нового сезона - спектаклю «Ричард III».

В цехах кипит работа по созданию
декораций, костюмов, бутафории.
Заведующая гримёрным цехом
Гульниса Трунова
Заведующая бутафорским цехом
Светлана Пузакова
Художник-постановщик
Кристина Войцеховская
Заведующая пошивочным цехом
Татьяна Махачкеева
Художник-модельер
Галина Зимина
Заведующий художественно-декорационным цехом
Виталий Артьемьев
Столяр по изготовлению декораций
Вячеслав Борисов
Left
Right
Художественные образы
Воплощать задумки режиссёра в декорациях и костюмах помогает художник-постановщик Кристина Войцеховская. Её работа заключается в том, чтобы создать визуальную концепцию спектакля.

- Образ спектакля рождается с разговоре с режиссёром, в обсуждении помимо пьесы его режиссёрской идеи. Возможно, у него уже есть конкретный визуальный образ, либо он говорит со мной о способе актёрского существования или о какой-то мысли, которую хочет донести до зрителя и об организации пространства, а я уже стараюсь реализовать эту мысль, - говорит постановщик.

По словам художника, часто нужно переработать эпоху или художественно переосмыслить образ пространства, например, если действие пьесы происходит в деревне. Это влияет на костюмы и на оформление спектакля.

- Если говорить о спектакле «Ричард III», то режиссёр сам придумал сценографию. Мы с ним много говорили об идее, о концепции постановки. Исходя из этого, ко мне пришли образы костюмов. В качестве референса я взяла работы Alexander McQueen, Dolce & Gabbana и Vera Wang, ведь в последнее время мода создаётся по мотивам средневековых костюмов, это прослеживается в отделках, тканях, формах и силуэтах, - рассказывает художник.
Кристина Войцеховская,
художник-постановщик
Создание эскизов это всегда удовольствие и с этим никаких сложностей нет. У нас есть пошивочная команда, которая помогает мне разработать технологию создания самого костюма. Чаще всего всё задуманное получается. Бывает иногда, что костюм состоит из каких-то элементов и не всегда может реализоваться в пошивочном цеху. На помощь ему приходит бутафорский цех, который делает шляпы, латы, погоны и многое другое. У нас довольно профессиональная и слаженная команда, все подключаются к работе.

В театре при создании костюмов и бутафории много имитации. Часто мы используем строительные ткани. Например, в одном спектакле мы все костюмы шили из укрывного материала для грядок и красили их автомобильными баллончиками потому, что эта ткань хорошо шьётся и держит форму. Это ведь не те костюмы, которые мы будем носить в повседневной жизни, поэтому мы можем сэкономить на чём-то. Обычно это продумывается на стадии подбора ткани, и я всегда советуюсь с нашими работниками.


О выборе актёров и команде
Вообще в театрах есть такая история, как кастинг, но это не тот кастинг, что в кино. Если ты знаешь свою труппу и работаешь с ними не один год, то так или иначе, выбирая пьесу, понимаешь, какой артист исполнит главную роль, а какие другие важные роли.

Хотя бывает и так, что в последний момент ты что-то меняешь, потому что понимаешь, что под ту идею, которую ты хотел воплотить в спектакле, подойдёт другой артист.

В целом мы достаточно слаженная команда, говорим на одном языке. Единственная проблема – это время, которое отведено на подготовку спектакля, в этом всегда самая большая проблема.
Сергей Левицкий, художественный руководитель
P.S.:
6 и 7 октября на сцене Государственного русского драматического театра имени Бестужева пройдёт премьера спектакля Сергея Левицкого «Ричард III» по пьесе Уильяма Шекспира.

Историческое произведение, повествующее о войне Алой и Белой Роз, рассказывает о приходе к власти и кратком правлении короля Англии Ричарда III. Одного из хрестоматийных злодеев в художественной литературе сыграет актёр Владимир Барташевич.

© All Right Reserved
ИА Байкал-Daily
Над проектом работала: Татьяна Яковлева
Фото: Владимир Зинов, Александра Данилова
pixabay.com


reklama@baikal-daily.ru
Поделиться в соцсетях: