ОСОБОЕ
ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ
Государственный цирк Республики Бурятия - путь длиною в 20 лет

Государственный цирк
Республики Бурятия
Ни для кого не секрет, что наша республика насчитывает огромное множество талантливых людей во всех сферах деятельности. Мы с гордостью можем похвастаться культурным богатством нашей солнечной Бурятии. Одной из таких гордостей является государственный цирк республики, который был образован 10 ноября 2000 года народным артистом России Майдари Хайдаповичем Жапхандаевым. История создания цирка интересная и яркая: «Байкал Daily» посетил цирк в честь 20-летнего юбилея, поговорил с артистами и узнал о необычном пути творческого коллектива.

Как всё начиналось
В лихие 90-е годы Майдари Хайдапович пришёл к решению о создании цирковой школы-студии при Бурятском академическом театре. Он ходил по всем кабинетам, стучался во все двери, чтобы его услышали. Директор новоиспечённого коллектива пригласил мощный тренерский состав из Монголии и лично собрал детей из деревень, отобрав лучших и начав работать с ними. Можно сказать, что Майдари Хайдапович «вырывал» у артистов Бурятского драматического театра, директором которого он тогда являлся, «кусок хлеба», для того чтобы прокормить детей, в которых он поверил.
- Огромное спасибо Майдари Хайдаповичу – это была его гениальная идея, чтобы в Республике Бурятия создался национальный коллектив. И низкий поклон тем людям, которые дали возможность, поддержали и помогли образовать цирк – это дорогого стоит. Они приложили свои руки, своё сознание для того, чтобы это случилось, - благодарит Наталья Владимировна Борисова
В 2000 году гуттаперчевые девочки получили «Золотого клоуна» на фестивале циркового искусства в Монте-Карло. Именно это событие стало отправной точкой для создания профессионального творческого коллектива в Республике Бурятия, до этого всё было на амбициях.
- Когда мы начинали, у нас ничего не было, элементарно, когда было первое выступление, мы выходили на сцену в кроссовках, в кедах. Мы сами делали свои реквизиты: сами делали сварку, сами всё пилили. Нашли берёзу, привезли и сделали первую подкидную доску, это был 2001 год, - вспоминает народный артист Республики Бурятия Буянто Цыренов – человек, который работает в цирке с самого его основания.
После Майдари Хайдаповича директором был назначен Виктор Аюшеевич Эрдыниев. Перед новым директором стояла задача - пробить место и приобрести шапито. У бурятского цирка во время его руководства появилось офисное помещение, где сейчас находится бухгалтерия. Появился участок в парке имени Орешкова, на котором в летний период ставится шапито и проводятся представления. В то время цирк проездил республику вдоль и поперёк.
- Трудности, конечно, были, например, ввиду маленькой зарплаты приходилось подрабатывать - таксовать. Но цирк я никогда не хотел бросать, не было даже таких моментов, чтобы я был «на грани». В 2011 году пошёл преподавать, набрал первых учеников - и это замотивировало меня больше прежнего. Мне 40 лет, а работать стало ещё интереснее. Всегда хочется на сцену, на манеж. Цирк это ведь то, что приносит людям радость. Счастье для артиста – это выполнить трюк, пойти на поклон и слышать эти овации, питаться невероятной энергетикой зрителей и ещё больше заряжаться на работу, - рассказывает Буянто Цыренов.
В 2015 году на пост директора была назначена Наталья Владмировна Борисова. Она окончила Бурятское государственное хореографическое училище и Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество». Перед Натальей Владимировной стояли совершенно другие задачи. В первую очередь, продвижение и укрепление имиджа цирка. Мало кто знает, но в начале своей карьеры Наталья Борисова пошла на рисковый шаг и поставила на кон свою новую должность.
В 2015 году на пост директора была назначена Наталья Владмировна Борисова. Она окончила Бурятское государственное хореографическое училище и Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество». Перед Натальей Владимировной стояли совершенно другие задачи. В первую очередь, продвижение и укрепление имиджа цирка. Мало кто знает, но в начале своей карьеры Наталья Борисова пошла на рисковый шаг и поставила на кон свою новую должность.
- 1-8 ноября 2016 года в Москве проходили Дни культуры Улан-Удэ. Перед нами стояла задача - найти площадку для выступлений. Мы быстро переговорили с Большим Московским цирком на проспекте Вернадского, директором которого является Эдгар Запашный. Многие думали, что мы не продадим билеты, потому что цирк был на 3000 посадочных мест. Тогда я сказала министру культуры Бурятии во всеуслышание: «Если я не продам билеты, я положу своё удостоверение директора государственного цирка республики Бурятия на следующий же день к вам на стол и, как не состоявшийся специалист, я уйду». Оставался месяц. В тот день, когда мы выступали, чтобы открыть программу и поздравить нас, Эдгар вышел на манеж – и увидел аншлаг. Мы пошли на этот шаг, потому что я понимала, что артисты должны выступить на этой площадке, они должны были понять, куда нужно стремиться, - рассказывает Наталья Владимировна.
За последние 5 лет цирк действительно вырос очень быстро: вступили в Союз цирковых деятелей Российской Федерации, провели множество мастер-классов, на которые приезжали: Валерий Алексеевич Акишин – основатель жанра «скакалки»; Сергей Игнатов – один из лучших жонглёров современности; Тадеуш Чещевик - мастер спорта СССР по спортивной акробатике, серебряный призёр Всероссийского конкурса артистов цирка, лауреат национальной премии цирка 2003 года, серебряный призёр Международного фестиваля в Италии; Татьяна Бутова - мастер спорта международного класса СССР, многократная чемпионка России по спортивной акробатике, бронзовый призёр чемпионата мира и Европы, серебряный призёр всероссийского конкура артистов цирка, лауреат национальной премии цирка 2003 года, серебряный призёр международного фестиваля в Италии (Латине), единственная исполнительница тройного сальто в подкидных досках из девушек. Тадеуш и Татьяна работают с цирком вот уже два года на постоянной основе. Борис Оскотский – один из лучших клоунов мира.
- Я их так полюбил, они такие трудяги. Я скажу вам больше, что в России такого больше нигде нет, нет такого коллектива. 20 лет человеку, 20 лет это же прекрасный возраст: он не ребёнок, но он и не старик. Он только сейчас – в 20 лет - готов творить, выдумывать, двигаться вперёд. То же самое сейчас происходит с коллективом: они рвутся в бой, готовы работать и надо, конечно, сделать всё, чтобы они работали. Коллектив своим 20-летием доказал, что он серьёзный, им можно доверять, тогда всё зацветёт и запоёт. Я приехал сюда, увидел этот свет, этот звук – высочайшее качество. Какой свет был в Монте-Карло, такой же и тут. Какой звук в Японии, такой же и здесь, ещё и музыку специально написали. Это просто волшебство какое-то. Шоу на самом высоком уровне, и конечно надо, чтобы оно жило дальше и развивалось, - делится впечатлениями Борис Оскотский «Клоун Бо».
Цирк – это непросто работа или увлечение, это то, чему люди посвящают жизнь. Артист цирка рискует постоянно, это искусство, которое сопряжено с травмами. Цирк – это место, где люди каждый день тренируют силу воли, работают на все 100%, используют все человеческие способности и потенциал. В цирке постоянная физическая нагрузка, мозг обрабатывает большое количество параллельных процессов, ведь артист думает не только о себе, но и о своих коллегах, важно всегда находиться рядом и работать сообща. Для артиста цирк – это истинное искусство жизни.
Екатерина Вахняк – заслуженная артистка Республики Бурятия. Екатерина недавно вышла из декретного отпуска и вот что она рассказывает про дело всей жизни:

- Я не работала полтора года. Мне было очень радостно, что я могу начать свою работу. Очень многие сидят до последнего в декрете, а мы – артисты, всё равно стараемся выйти как можно раньше, видимо, почему-то нам это надо, мы с этим справляемся и бежим скорее работать. Даже для того, чтобы я вышла на работу, мой супруг взял декретный отпуск, чтобы я начала восстанавливаться и работать. Муж сказал: «Иди, я вижу, что ты хочешь на манеж». И он сидел с двумя детьми, а я работала.
Цирк – это моя большая любовь, я всю жизнь занимаюсь этим искусством. Мне было 10 лет, когда мой первый тренер Афанасьева Наталья Юрьевна привела меня в цирковую школу, затем я стала студенткой училища циркового отделения, получила диплом и в 2007 году была официально устроена в цирк Бурятии.
Цирк – это место, где ты развиваешься постоянно. Цирк никогда не стоит на месте и идёт в ногу со временем.
- Сейчас я с уверенностью могу сказать, что мы стали на уровень выше: у нас большие яркие шоу, мы гастролируем по России, выступаем на легендарных аренах. У нас очень много новых артистов, появился свой балет, - делится впечатлениями Екатерина Вахняк.
- Профессия хореографа в цирке очень специфичная, потому что большинство номеров со своей особенностью, так как направлений много: каучук, полотна, ремни, вольтиж. Мне нравится, что в цирке можно попробовать себя в любой сфере и развиваться в любом направлении, на работе хореографа ничего не заканчивается. Поэтому помимо хореографии, мы занимаемся акробатикой, гимнастикой, стараемся освоить жонглирование, ремни. За этот короткий срок я научился выполнять несложные акробатические элементы, например, сальто. Я работаю в цирке с августа 2020 года и уже в декабре вышел на сцену не только как артист балета, но и выступил в трюковом номере со скакалками, - поделился впечатлениями хореограф и артист балета Алдар Кынзыбеев.
Бурятский государственный цирк дарит людям бурю эмоций и захватывающих моментов. Это не просто творческий коллектив, это профессионалы своего дела, которые превосходят человеческие возможности и относятся к работе со всей душой.
Left
Right

- У меня всегда сердце болит, душа болит: «Боже мой, как там мой цирк без меня?!» Лидерские качества и сила воли, которые вырабатываются в цирке, дают о себе знать: хочется быть в строю, хочется быть красивой, хочется быть сильной и взять от всего как можно больше, - рассказывают артисты цирка.
- Век артиста – он короткий. Зрительская симпатия, зрительская энергия очень заряжает, такой адреналин тебе даёт. Потом, после представлений ты счастлив настолько, что это даже не описать словами, - продолжают делиться впечатлениями от работы цирковые искусники.
- Мне иногда кажется, что никакая сердечная любовь не даст этих ощущений, которые я получаю после отработанной программы. Любовь зрителей дорого стоит. Я ни в коем случае не оставлю цирк и пока я могу работать физически, выступать на сцене, я буду работать, - подытожили артисты.
Цирк – последнее прибежище чистого искусства.
— Франсуа Мориак