Людвиг Минерт, советский архитектор, исследователь архитектуры Бурятии Родился в 1920 году в городе Белая Церковь на Украине. В 1947 году Людвиг Минерт поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт. В 1950 году Людвиг Карлович получил диплом архитектора. Минерта отправляют работать в Улан-Удэ, где он становится главным архитектором «Бурятмонголпроекта». Здания в стиле «сталинского ампира», построенные в Улан-Удэ по проектам Минерта, стали визитной карточкой города. Они присутствуют на каждой улан-удэнской открытке или на фото в альбоме туриста. В 1955 году Минерт переезжает в Новосибирск и преподаёт на кафедре рисунка, живописи и скульптуры архитектурного института. Со временем он становится руководителем кафедры и получает звание профессора. В начале 1990-х годов Минерт переезжает в Германию. Людвиг Карлович Минерт умер в Берлине в 2003 году. Часть работ Минерта хранится в новосибирском Музее истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. |
В 1936 году был утверждён проект архитектора Федорова. Строительство началось в 1938 году, но было приостановлено из-за войны и возобновилось в 1945 году. Было изменено количество мест до 800. Сочетание классической архитектуры с национальными элементами обусловило архитектурно-декоративную отделку здания и его пространственную структуру. Главный вход - в виде большого портала, декорирован двумя колоннами и орнаментированными вставками. Слева и справа на массивных постаментах возвышаются 6 ветвистых канделябров-фонарей. На плоскости портала выделяются три двери с орнаментированными металлическими деталями и над ними большое окно, обрамленное орнаментом. Барельеф ордена Ленина напоминает о заслугах театра. Над порталом на крыше возвышаются аллегорические фигуры всадников - мужчины и женщины со знаменем, которые олицетворяют новую, возрождённую Бурятию. Автор - народный художник РСФСР А.И. Тимин. Фасад театра состоит из разнообразных архитектурных объёмов: криволинейные кольцевые кулуары, выступ с лоджией, плоский третий этаж. Артистические комнаты с частым ритмом окон, монументальное ограждение двора, сценическая коробка. Задний фасад завершается воздушной пяти-пролётной аркадой с двумя массивными пилонами, украшенными лепным орнаментом. Впереди аркады расположена терраса с балюстрадой и лестницами. |
Проблема актуальна и спустя 30 лет. Уникальные архитектурные решения, воплощённые в советском Улан-Удэ, сегодня являются значимым наследием культуры. Это важная часть истории столицы Республики Бурятии. Однако с каждым годом мы понемногу теряем частички сталинского наследия. Сегодня в погоне за желанными участками дорогой земли сносят здания постройки середины и конца XX века, не говоря уж о зданиях 1920-1930-х годов. На сегодняшний день среди утерянных памятников архитектуры числятся стадион 25-летия Октября, гостиница «Интурист», и вот буквально на днях, в декабре 2016 года, стало известно о сносе здания кинотеатра «Октябрь». Несмотря на существующую законодательную систему охраны объектов культурного наследия, в том числе и памятников архитектуры, защитить многие исторические и важные с точки зрения архитектуры здания становится порой слишком сложно. Тем более что ратующие за снос старых зданий напирают на то, что постройки прошлого века уже невозможно сохранить в надлежащем состоянии. - Сохранить можно всё что угодно, - отмечает архитектор Бронислав Михайлов. – В Европе здания стоят тысячелетиями, а нашим зданиям буквально 50-100 лет. Техническая возможность есть. И необходимость их сохранения, я считаю, тоже есть. |