Шансы бурятского «Талисмана» на «Золотую маску»
Балет «Талисман» Бурятского театра оперы и балета номинирован на престижную премию «Золотая маска»
С начала 2020 года в Бурятском театре оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова произошло много позитивных событий, и главное из них – это выступление артистов на московской сцене. Вспомним, как это было.
Ранее в Москве возник ажиотаж вокруг бурятской постановки. В результате перекупщики скупали билеты и продавали их втридорога, были даже цены в 16 тысяч рублей.
Как отмечают некоторые жители Бурятии, осознание того, что улан-удэнский балет, пусть на короткий отрезок времени - пока жюри самой престижной театральной премии страны определит лауреатов «Золотой маски» -2020, встал в один ряд с иконами жанра вызывает благоговейный трепет.
Большой, Мариинка, Театр имени Немировича-Данченко, и театр из Бурятии, труппа у них в конкурентах. «Разве не захватывает дух, разве не появляются мысли, что попал в какую-то параллельную реальность? Это же эпохальное событие!», добавляют они.
Большой, Мариинка, Театр имени Немировича-Данченко, и театр из Бурятии, труппа у них в конкурентах. «Разве не захватывает дух, разве не появляются мысли, что попал в какую-то параллельную реальность? Это же эпохальное событие!», добавляют они.

«Звезды должны были сойтись, чтобы спектакль нашего театра так блеснул, так громко заявил о себе. Ведь, по большому счету, взята недосягаемая высота. Казалось бы, где лучший российский балет и где Улан-Удэ. А, выходит, все реально. Коллектив отмечен сразу тремя номинациями, значит все идет в правильном направлении. Для нашей балетной труппы было очень важно обрести такое понимание, услышать, узнать».
Эржена Жамбалова
Директор Бурятского театра оперы и балета
Во время антрактов в фойе сотрудники театра общались с московской публикой, к слову раскупившей все билеты на «Талисман» за три дня после поступления в продажу, для небольшого фильма о премиальном вояже труппы столицу, и вектор мнений был примерно одинаков: удивление, что в Улан-Удэ могут ставить действительно интересные проекты.
Во время антрактов в фойе сотрудники театра общались с московской публикой, к слову раскупившей все билеты на «Талисман» за три дня после поступления в продажу, для небольшого фильма о премиальном вояже труппы столицу, и вектор мнений был примерно одинаков: удивление, что в Улан-Удэ могут ставить действительно интересные проекты.


Было бы большой ошибкой вставать в горделивую позу, топать ножкой и обижаться на эпитет «провинциальный». В русском балете, который входит в число неофициальных символов нашей страны, стать громким брендом уже непосильная задача. Лучше порадоваться, что публика высоко оценила идею возродить балет царских времен, отмечала красивейшие костюмы, декорации, параллельно, пеняя на появившийся в этом плане тренд на тотальный минимализм. Да, даже критическим стрелам в соцсетях после выступления все-таки надо больше радоваться. Москва же слезам, как и сказкам о Золушке из театральной глубинки, не верит, поэтому ждать сплошь патоки с елеем было бы странно. В конце концов, важнее, как безусловный успех будет принят и востребован в самой Бурятии.

— сотрудники театра о балете «Талисман».
У нас в республике есть, скажем так, закоренелые «золотомасочники» - Театр кукол «Ульгэр», которые чуть ли не завсегдатаи премии, но вот бурятский балет впервые удостоился такой чести. Все в Бурятии очень рады, мы чувствуем поддержку и по отзывам зрителей, и в соцсетях, но во что это выльется, будет ясно со временем. Тем более, пока же не ясно, как эта красивая история закончится. Вот она премия, совсем близко. Но мы же стоим в одном ряду с театрами федерального масштаба, настоящими глыбами. Быть просто номинированными, повторюсь, уже большое счастье.
Эржена Жамбалова
Директор Бурятского театра оперы и балета
И не только «большое счастье», но и большой и трудный путь от идеи, выпестованной бывшим худруком балетной труппы Морихиро Ивата и постановщиком «Талисмана» Александром Мишутиным, до ее воплощения ценой усилий артистов, костюмеров, декораторов, мастеров пошивочного цеха, звуковиков и всех причастных. Ведь для реализации на сцене постановки легендарного Мариуса Петипа вековой давности потребовалось буквально по крупицам воссоздавать музыку, костюмы, элементы танца. Сейчас, по факту, уже кажется, что такая работа не могла быть не отмечена хотя бы за смелость.
И не только «большое счастье», но и большой и трудный путь от идеи, выпестованной бывшим худруком балетной труппы Морихиро Ивата и постановщиком «Талисмана» Александром Мишутиным, до ее воплощения ценой усилий артистов, костюмеров, декораторов, мастеров пошивочного цеха, звуковиков и всех причастных. Ведь для реализации на сцене постановки легендарного Мариуса Петипа вековой давности потребовалось буквально по крупицам воссоздавать музыку, костюмы, элементы танца. Сейчас, по факту, уже кажется, что такая работа не могла быть не отмечена хотя бы за смелость.

«Честно, особых надежд не было, - вспоминает Эржена Жамбалова. - Просто хотелось показать экспертной комиссии премии, что мы можем, наши идеи. Но где-то в глубине души было ощущение: а почему нет? Аналогов нашего «Талисмана» нет во всём мире. Как цельное произведение спектакль не ставился уже 100 лет, кто видел вживую уже давно не с нами. Поэтому не могу сказать, что прыгала до потолка, когда на сайте премии появилась информация сразу о трёх номинациях нашего театра. Да и произошло всё во многом буднично, наверное, из-за разницы в часовых поясах. Все-таки объявили ночью по бурятскому времени, поэтому поздравления и реакцию читала уже утром спустя несколько часов. Но, когда пришло официальное письмо, конечно, чувство гордости обострилось».


И номинации-то какие. Самые статусные для жанра: «Балет/спектакль», «Балет–современный танец/Работа балетмейстера–хореографа» (Александр Мишутин), «Балет–современный танец/Женская роль» (Анна Петушинова).
Только, увы, до развязки с объявлением лауреатов представительство сократилось до двух - сюжет бурятской сказки о «Талисмане» и «Золотой маске» получился еще и драматическим. У Анны Петушиновой поднялась температура, не совместимая с выступлением, сбить её не получилось, и мечты о столичном признании, к сожалению, пришлось отложить. Просто поверим, что на короткий срок.



«Очень жаль. Просто безумно, - эмоции директора театра. - Я до последнего надеялась, что Анечка выйдет на сцену. Значит, такая судьба. Все-таки это сцена. На ней надо быть сильным, уметь терпеть».
- Эржена Жамбалова, директор Бурятского оперного театра
15 апреля в концертном зале «Зарядье» в Москве должно было пройти вручение театральной премии «Золотая маска». Нынешние обстоятельства – пандемия коронавируса - внесла свои коррективы, но торжественная церемония обязательно состоится в будущем.